Добро пожаловать в мой блог! Я создала его в первую
очередь
для дистанционного общения с любимыми учениками и их
родителями.



воскресенье, 30 января 2011 г.

Почувствуйте себя выпускником! Попытайтесь выполнить экзаменационную работу по русскому языку!!! (Вариант 2)


 



Егорова Галина Тимофеевна "Русский язык 9класс. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий по русскому языку"





ВАРИАНТ 2
Часть 1


Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдель­ном подписанном листе. Сначала напишите номер зада­ния, а затем текст сжатого изложения.


С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложе­ние. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 90 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

У моей дочери есть кот Башик. Но между собой мы чаще всего называем его Башевский. Он живет в гараже, где работает муж дочери.
Так бы ничего особенного о Башевском мы и не узнали, если бы однажды летом в этот гараж не при­шел другой кот, уличный. Его привлек запах еды из миски Башевского. Кот был очень голодный, поэтому без всяких церемоний устремился к миске и съел все. В это момент всех поразило не беспардонное поведе­ние уличного кота, а Башевского — он не проявил никаких признаков возмущения. С этого дня серый кот стал являться в гараж каждый день. Он приходил к его миске, а Башевский спокойно позволял ему есть первым. Потом появилась еще одна незваная гос­тья — белая кошечка, и она тоже стала каждый день приходить и есть из миски Башевского.
Дочь рассказывала мне об этих наглых «друзьях» Башевского и была недовольна его поведением. Она считала, что он простофиля, и никак не могла по­нять, почему Башевский не прогонял незваных на­хлебников. Он ел только после них, если, конечно, что-то оставалось. Он спокойно дожидался каждый раз, пока те вдоволь наедятся...
Так продолжалось все лето, а осенью серый кот и белая кошечка исчезли. Всякий раз, когда моя дочь выкладывала в миску еду, Башевский начинал громко мяукать, глядя по сторонам, и только после того, как терял надежду на то, что его приятели придут к нему на трапезу, неохотно принимался за еду.
Почему я рассказала о Башевском? Меня порази­ло качество, проявившееся в этом коте: он получал удовольствие от того, что отдавал. Его ведь невоз­можно уличить в том, что он ждал почета или уваже­ния окружающих, славу за гостеприимство. Он ведь кот!
Однако я увидела, что этот кот лучше меня, пото­му что у меня такого качества гостеприимства нет. Я могу еще поделиться куском хлеба, но отдавать все и при этом получать удовольствие.... А ведь Башевский часто оставался сам ни с чем, и его это не огорчало.
В цивилизованном обществе такое поведение всегда считалось нормальным и не удивительным. Кот преподал нам всем хороший урок...
(365 слов) (Из материалов сайта Realisti.ru )

Часть 2


Прочитайте текст и выполните задания А1-А6; В1-В14.


(1)Прохожу по пустынному подземному переходу возле гостиницы «Советская». (2)Впереди оборван­ный нищий музыкант в черных очках сидит на ска­меечке и поет, подыгрывая себе на гитаре.
(З)Поравнялся с музыкантом, гребанул из пальто мелочь и высыпал ему в подставленную железную коробку. (4)Иду дальше.
(5)Случайно вложил руку в карман и чувствую, что там еще много монет. (6)Что за черт! (7)Я был уверен, что, когда давал деньги музыканту, выгреб все, что было в кармане.
(8)Вернулся к музыканту и, уже радуясь, что на нем черные очки и он, скорее всего, не заметил глу­пую сложность всей процедуры, снова гребанул из пальто жменю мелочи и высыпал ему в железную ко­робку.
(9)Пошел дальше. (10)Отошел шагов на десять и, снова сунув руку в карман, вдруг обнаружил, что там еще много монет. (11)В первый миг я был так поражен, что впору было крикнуть: «Чудо! (12)Господь наполняет мой карман, опорожняемый для нищего!»
(13)Но через миг остыл. (14)Я понял, что монеты просто застревали в глубоких складках моего пальто. (15)Их там много скопилось. (16)Сдачу часто дают мелочью, а на нее вроде нечего покупать. (17)Почему же я в первый и во второй раз недогреб монеты? (18)Потому что делал это небрежно и автоматически. (19)Почему же небрежно и автоматически? (20)Потому что, увы, был равнодушен к музыканту. (21)Тогда почему же все-таки гребанул из кармана мелочь?
(22)Скорее всего потому, что много раз переходил подземными переходами, где сидели нищие с протя­нутой рукой, и довольно часто по спешке, по лени проходил мимо. (23)Я проходил, но оставалась цара­пина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь. (24)Возможно, бессознательно этот мел­кий акт милосердия перебрасывался на других. (25)Обычно по этим переходам снует множество лю­дей. (26)А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного.
(27)Впрочем, во всем этом что-то есть. (28)Может быть, и в большом смысле добро надо делать равно­душно, чтобы не возникало тщеславия, чтобы не ждать никакой благодарности, чтобы не озлиться от­того, что тебя никто не благодарит. (29)Да и какое это добро, если в ответ на него человек тебе благо дарит. (30)Значит, вы в расчете и не было никакого беско­рыстного добра. (31)Кстати, как только мы осознали бескорыстность своего поступка, мы получили тай­ную мзду за свое бескорыстие. (32)Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом.
(По Ф. Искандеру)


Задания А1-А6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А6 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.


А1.  На какой вопрос в тексте нет ответа?
1) Где произошла встреча рассказчика с нищим?
2) Почему рассказчик в первый и во второй раз недогреб монеты?
3) Как отблагодарил нищий рассказчика за акт милосердия?
4) На каком музыкальном инструменте играл нищий слепой?

А2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему, по мнению рассказчика, акты мило­сердия лучше совершать бессознательно, не за­думываясь»?
1) (22)Скорее всего потому, что много раз пере­ходил подземными переходами, где сидели нищие с протянутой рукой, и довольно часто по спешке, по лени проходил мимо.
2) (32)Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом.
3) (26)А сейчас никого не было, и он как бы иг­рал для меня одного.
4) (28)Может быть, и в большом смысле добро надо делать равнодушно, чтобы не возникало тщеславия, чтобы не ждать никакой благо­дарности, чтобы не озлиться оттого, что тебя никто не благодарит.

A3. Как характеризует рассказчика информация, заключённая в предложениях 1-4?
1) Рассказчик любит музыку, и ему понрави­лась услышанная мелодия.
2) Рассказчик — человек неравнодушный, он не может пройти мимо нуждающегося в помощи.
3) Рассказчик — тщеславный человек, ему хо­чется, чтобы все видели, какой он добрый.
4) Рассказчик — человек равнодушный, но бо­гатый.

А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово акт (предложение 24)
1) действие, поступок
2) документ
3) часть драматического произведения
4) торжественное собрание

А5.  В каком варианте ответа предложения противо­поставлены по смыслу?
1) (18)Потому что делал это небрежно и автома­тически. (19)Почему же небрежно и автома­тически?
2) (25)Обычно по этим переходам снует множе­ство людей. (26)А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного.
3) (З)Поравнялся с музыкантом, гребанул из пальто мелочь и высыпал ему в подставлен­ную железную коробку.(4) Иду дальше.
4) (Ю)Отошел шагов на десять и, снова сунув руку в карман, вдруг обнаружил, что там еще много монет. (11)В первый миг я был так поражен, что впору было крикнуть: «Чудо! (12)Господь наполняет мой карман, опорож­няемый для нищего!»

А6.   Укажите предложение, в котором содержится метафора.
1) Впереди оборванный нищий музыкант в чер­ных очках сидит на скамеечке и поет, по­дыгрывая себе на гитаре.
2) Я понял, что монеты просто застревали в глубоких складках моего пальто.
3) Я был уверен, что, когда давал деньги музы­канту, выгреб все, что было в кармане.
4) Я проходил, но оставалась царапина на со­вести: надо было остановиться и дать им что-нибудь.


Задания В1-В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами. В случае использования бланков пишите слова и цифры, не разделяя их знаками препинания и пробелами (пустыми клеточками).


В1. Замените слово ЖМЕНЮ (предложение 8) сти­листически нейтральным синонимом. Напиши­те этот синоним.
Ответ: |___________________________________________________________________________________________|
В2. Из предложений 27-30 выпишите слово с не­произносимой согласной в корне.
Ответ: |__________________________________________________________________________________________|

В3. Из предложений 23-25 выпишите слово, в ко­тором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется -С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».
Ответ: |__________________________________________________________________________________________|

В4. Из предложений 1-3 выпишите слово, в кото­ром правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помо­щи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на -Н-, пишется -НН-».
Ответ: |__________________________________________________________________________________________|

В5. В приведенных ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.
Может быть,(1) и в большом смысле добро надо делать равнодушно,(2) чтобы не возни­кало тщеславия,(3) чтобы не ждать никакой благодарности,(4) чтобы не озлиться отто­го,(5) что тебя никто не благодарит. Да и ка­кое это добро,(6) если в ответ на него человек тебе благо дарит. Значит,(7) вы в расчете и не было никакого бескорыстного добра.
Ответ: |__________________________________________________________________________________________|

Б6. В приведенных ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую ме­жду частями сложносочиненного предложения.
В первый миг я был так поражен,(1) что впору было крикнуть: « Чудо! Господь наполня­ет мой карман,(2) опорожняемый для нищего!»
Но через миг остыл. Я понял,(3) что монеты просто застревали в глубоких складках моего пальто. Их там много скопилось. Сдачу часто дают мелочью,(4) а на нее вроде нечего покупать.
Ответ: |__________________________________________________________________________________________|

В7. В приведенных ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Вы­пишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
Отошел шагов на десять и,(1) снова сунув ру­ку в карман,(2) вдруг обнаружил,(3) что там еще много монет. В первый миг я был так поражен,(4) что впору было крикнуть: «Чудо! Господь напол­няет мой карман,(5) опорожняемый для нищего!»
Ответ: |__________________________________________________________________________________________|

В8. Замените словосочетание БЕСКОРЫСТНОЕ ДОБРО (предложение 30), построенное на осно­ве связи СОГЛАСОВАНИЕ, синонимичным сло­восочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напи­шите получившееся словосочетание.
Ответ: |__________________________________________________________________________________________|

В9. Выпишите грамматическую основу предложе­ния 1.
Ответ: |__________________________________________________________________________________________|

В10. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите но­мер этого предложения.
Ответ: |__________________________________________________________________________________________|

ВН. Среди предложений 12-16 найдите предложе­ние с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: |__________________________________________________________________________________________|

812. Укажите количество грамматических основ в предложении 16.
Ответ: |__________________________________________________________________________________________|

813. Среди предложений 23-26 найдите сложное предложение с разными видами связи. Напи­шите номер этого предложения.
Ответ: |__________________________________________________________________________________________|

В14. Среди предложений 7-10 найдите сложнопод­чиненное предложение с тремя придаточными. Напишите номер этого предложения.
Ответ: |__________________________________________________________________________________________|

Часть 3


Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.


С2.1 В одной из радиопередач о русском языке про­звучало мнение ученика Андрея М., что «ввод­ные слова делают нашу речь избыточной, из­лишне многословной, что они не играют никакой роли и вообще просто не нужны».
Докажите или опровергните это утверждение.
Обдумывая ответ на вопрос, внимательно пе­речитайте текст Ф. Искандера.
Найдите и приведите 2 примера из прочитан­ного текста, иллюстрирующие данную функцию вводных слов.
Приводя примеры, указывайте номера нуж­ных предложений или применяйте цитирование.
Объем сочинения должен составлять не ме­нее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2 Напишите сочинение-рассуждение.
Согласны ли вы с утверждением автора, что «в большом смысле добро нужно делать равно­душно»?
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен состав­лять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Комментариев нет:

Отправить комментарий