Егорова Галина Тимофеевна "Русский язык 9класс. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий по русскому языку"
ВАРИАНТ 2
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.
С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 90 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
У моей дочери есть кот Башик. Но между собой мы чаще всего называем его Башевский. Он живет в гараже, где работает муж дочери.
Так бы ничего особенного о Башевском мы и не узнали, если бы однажды летом в этот гараж не пришел другой кот, уличный. Его привлек запах еды из миски Башевского. Кот был очень голодный, поэтому без всяких церемоний устремился к миске и съел все. В это момент всех поразило не беспардонное поведение уличного кота, а Башевского — он не проявил никаких признаков возмущения. С этого дня серый кот стал являться в гараж каждый день. Он приходил к его миске, а Башевский спокойно позволял ему есть первым. Потом появилась еще одна незваная гостья — белая кошечка, и она тоже стала каждый день приходить и есть из миски Башевского.
Дочь рассказывала мне об этих наглых «друзьях» Башевского и была недовольна его поведением. Она считала, что он простофиля, и никак не могла понять, почему Башевский не прогонял незваных нахлебников. Он ел только после них, если, конечно, что-то оставалось. Он спокойно дожидался каждый раз, пока те вдоволь наедятся...
Так продолжалось все лето, а осенью серый кот и белая кошечка исчезли. Всякий раз, когда моя дочь выкладывала в миску еду, Башевский начинал громко мяукать, глядя по сторонам, и только после того, как терял надежду на то, что его приятели придут к нему на трапезу, неохотно принимался за еду.
Почему я рассказала о Башевском? Меня поразило качество, проявившееся в этом коте: он получал удовольствие от того, что отдавал. Его ведь невозможно уличить в том, что он ждал почета или уважения окружающих, славу за гостеприимство. Он ведь кот!
Однако я увидела, что этот кот лучше меня, потому что у меня такого качества гостеприимства нет. Я могу еще поделиться куском хлеба, но отдавать все и при этом получать удовольствие.... А ведь Башевский часто оставался сам ни с чем, и его это не огорчало.
В цивилизованном обществе такое поведение всегда считалось нормальным и не удивительным. Кот преподал нам всем хороший урок...
(365 слов) (Из материалов сайта Realisti.ru )
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания А1-А6; В1-В14.
(1)Прохожу по пустынному подземному переходу возле гостиницы «Советская». (2)Впереди оборванный нищий музыкант в черных очках сидит на скамеечке и поет, подыгрывая себе на гитаре.
(З)Поравнялся с музыкантом, гребанул из пальто мелочь и высыпал ему в подставленную железную коробку. (4)Иду дальше.
(5)Случайно вложил руку в карман и чувствую, что там еще много монет. (6)Что за черт! (7)Я был уверен, что, когда давал деньги музыканту, выгреб все, что было в кармане.
(8)Вернулся к музыканту и, уже радуясь, что на нем черные очки и он, скорее всего, не заметил глупую сложность всей процедуры, снова гребанул из пальто жменю мелочи и высыпал ему в железную коробку.
(9)Пошел дальше. (10)Отошел шагов на десять и, снова сунув руку в карман, вдруг обнаружил, что там еще много монет. (11)В первый миг я был так поражен, что впору было крикнуть: «Чудо! (12)Господь наполняет мой карман, опорожняемый для нищего!»
(13)Но через миг остыл. (14)Я понял, что монеты просто застревали в глубоких складках моего пальто. (15)Их там много скопилось. (16)Сдачу часто дают мелочью, а на нее вроде нечего покупать. (17)Почему же я в первый и во второй раз недогреб монеты? (18)Потому что делал это небрежно и автоматически. (19)Почему же небрежно и автоматически? (20)Потому что, увы, был равнодушен к музыканту. (21)Тогда почему же все-таки гребанул из кармана мелочь?
(22)Скорее всего потому, что много раз переходил подземными переходами, где сидели нищие с протянутой рукой, и довольно часто по спешке, по лени проходил мимо. (23)Я проходил, но оставалась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь. (24)Возможно, бессознательно этот мелкий акт милосердия перебрасывался на других. (25)Обычно по этим переходам снует множество людей. (26)А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного.
(27)Впрочем, во всем этом что-то есть. (28)Может быть, и в большом смысле добро надо делать равнодушно, чтобы не возникало тщеславия, чтобы не ждать никакой благодарности, чтобы не озлиться оттого, что тебя никто не благодарит. (29)Да и какое это добро, если в ответ на него человек тебе благо дарит. (30)Значит, вы в расчете и не было никакого бескорыстного добра. (31)Кстати, как только мы осознали бескорыстность своего поступка, мы получили тайную мзду за свое бескорыстие. (32)Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом.
(По Ф. Искандеру)
Задания А1-А6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А6 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.
А1. На какой вопрос в тексте нет ответа?
1) Где произошла встреча рассказчика с нищим?
2) Почему рассказчик в первый и во второй раз недогреб монеты?
3) Как отблагодарил нищий рассказчика за акт милосердия?
4) На каком музыкальном инструменте играл нищий слепой?
А2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему, по мнению рассказчика, акты милосердия лучше совершать бессознательно, не задумываясь»?
1) (22)Скорее всего потому, что много раз переходил подземными переходами, где сидели нищие с протянутой рукой, и довольно часто по спешке, по лени проходил мимо.
2) (32)Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом.
3) (26)А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного.
4) (28)Может быть, и в большом смысле добро надо делать равнодушно, чтобы не возникало тщеславия, чтобы не ждать никакой благодарности, чтобы не озлиться оттого, что тебя никто не благодарит.
A3. Как характеризует рассказчика информация, заключённая в предложениях 1-4?
1) Рассказчик любит музыку, и ему понравилась услышанная мелодия.
2) Рассказчик — человек неравнодушный, он не может пройти мимо нуждающегося в помощи.
3) Рассказчик — тщеславный человек, ему хочется, чтобы все видели, какой он добрый.
4) Рассказчик — человек равнодушный, но богатый.
А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово акт (предложение 24)
1) действие, поступок
2) документ
3) часть драматического произведения
4) торжественное собрание
А5. В каком варианте ответа предложения противопоставлены по смыслу?
1) (18)Потому что делал это небрежно и автоматически. (19)Почему же небрежно и автоматически?
2) (25)Обычно по этим переходам снует множество людей. (26)А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного.
3) (З)Поравнялся с музыкантом, гребанул из пальто мелочь и высыпал ему в подставленную железную коробку.(4) Иду дальше.
4) (Ю)Отошел шагов на десять и, снова сунув руку в карман, вдруг обнаружил, что там еще много монет. (11)В первый миг я был так поражен, что впору было крикнуть: «Чудо! (12)Господь наполняет мой карман, опорожняемый для нищего!»
А6. Укажите предложение, в котором содержится метафора.
1) Впереди оборванный нищий музыкант в черных очках сидит на скамеечке и поет, подыгрывая себе на гитаре.
2) Я понял, что монеты просто застревали в глубоких складках моего пальто.
3) Я был уверен, что, когда давал деньги музыканту, выгреб все, что было в кармане.
4) Я проходил, но оставалась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь.
Задания В1-В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами. В случае использования бланков пишите слова и цифры, не разделяя их знаками препинания и пробелами (пустыми клеточками).
В1. Замените слово ЖМЕНЮ (предложение 8) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: |___________________________________________________________________________________________|
В2. Из предложений 27-30 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.
Ответ: |__________________________________________________________________________________________|
В3. Из предложений 23-25 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется -С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».
Ответ: |__________________________________________________________________________________________|
В4. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на -Н-, пишется -НН-».
Ответ: |__________________________________________________________________________________________|
В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.
Может быть,(1) и в большом смысле добро надо делать равнодушно,(2) чтобы не возникало тщеславия,(3) чтобы не ждать никакой благодарности,(4) чтобы не озлиться оттого,(5) что тебя никто не благодарит. Да и какое это добро,(6) если в ответ на него человек тебе благо дарит. Значит,(7) вы в расчете и не было никакого бескорыстного добра.
Ответ: |__________________________________________________________________________________________|
Б6. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения.
В первый миг я был так поражен,(1) что впору было крикнуть: « Чудо! Господь наполняет мой карман,(2) опорожняемый для нищего!»
Но через миг остыл. Я понял,(3) что монеты просто застревали в глубоких складках моего пальто. Их там много скопилось. Сдачу часто дают мелочью,(4) а на нее вроде нечего покупать.
Ответ: |__________________________________________________________________________________________|
В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
Отошел шагов на десять и,(1) снова сунув руку в карман,(2) вдруг обнаружил,(3) что там еще много монет. В первый миг я был так поражен,(4) что впору было крикнуть: «Чудо! Господь наполняет мой карман,(5) опорожняемый для нищего!»
Ответ: |__________________________________________________________________________________________|
В8. Замените словосочетание БЕСКОРЫСТНОЕ ДОБРО (предложение 30), построенное на основе связи СОГЛАСОВАНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: |__________________________________________________________________________________________|
В9. Выпишите грамматическую основу предложения 1.
Ответ: |__________________________________________________________________________________________|
В10. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: |__________________________________________________________________________________________|
ВН. Среди предложений 12-16 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: |__________________________________________________________________________________________|
812. Укажите количество грамматических основ в предложении 16.
Ответ: |__________________________________________________________________________________________|
813. Среди предложений 23-26 найдите сложное предложение с разными видами связи. Напишите номер этого предложения.
Ответ: |__________________________________________________________________________________________|
В14. Среди предложений 7-10 найдите сложноподчиненное предложение с тремя придаточными. Напишите номер этого предложения.
Ответ: |__________________________________________________________________________________________|
Часть 3
Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.
С2.1 В одной из радиопередач о русском языке прозвучало мнение ученика Андрея М., что «вводные слова делают нашу речь избыточной, излишне многословной, что они не играют никакой роли и вообще просто не нужны».
Докажите или опровергните это утверждение.
Обдумывая ответ на вопрос, внимательно перечитайте текст Ф. Искандера.
Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие данную функцию вводных слов.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
С2.2 Напишите сочинение-рассуждение.
Согласны ли вы с утверждением автора, что «в большом смысле добро нужно делать равнодушно»?
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий